вторник, 7 августа 2012 г.

О Книгах и книжничестве…


«…Можно долго говорить о воде,
 но уста от этого не увлажнятся.
Можно полностью объяснить природу огня,
но тело при этом не согреется.
   Не прикасаясь к подлинной воде и подлинному огню,
человек не познает этих вещей.
Пищу также можно детально описать,
но это не утолит голода.
   Едва ли можно достичь подлинного понимания,
опираясь на объяснения других…»
/Такуан Сохо/


Книги…Они могут быть величайшим благом, но не менее редко становятся серьёзной помехой на пути духовного развития. Сейчас в условиях упрощенного доступа к любой информации, человеку ищущему просветление необходимо особо чутко относиться к печатному слову. Слишком уж велика опасность обмануться и полностью сбиться с Пути.


Вам кажется, что это утверждение притянуто за уши? Тогда вспомните любую свою беседу на философскую, теологическую или эзотерическую тему. Как часто вы оперируете заученными цитатами? Как часто пытаясь выразить свое мнения используя чужие слова и авторитетные мнения?


Если в своих суждениях вы опираетесь на книжные теории, но способны изъяснятся собственными словами, то этот разговор будет для вас всего лишь неким предупреждением. Но если вы любитель пользоваться чужими мыслями, которые (как вам кажется) отражают ваше понимание действительности, то вам просто необходимо задуматься над теми вопросами, которые я подниму.


Если же  вы полностью доверяете каким-либо «святым книгам»,
 фанатично отстаиваете каждую букву выборного вами «закона» и искренне верите, что все многообразие Всемирья можно описать на книжных страницах, то у меня вряд ли получится чем-то помочь вам.
Вы уже потеряли свою духовную свободу…


Все грани Вселенной невозможно объять человеческим разумом. И даже если вы смогли прикоснуться к Истине, то описать ее словами и буквами вы не сможете. И любой человек, читающий ваши откровения, вряд ли сможет понять тайную суть, стоящую за ними.


Так зачем тогда пишутся духовные книги?Зачем передают из поколения в поколение, тщательно оберегая от любых опасностей? В идеальном случае книга становиться опорой на пути начинающего искателя духовных сокровищ. Из книги можно узнать общую теорию строения Всемирья, можно узнать какие Силы действуют вокруг нас, но пока читатель сам не станет практиковать полученные знания, он будет всего лишь еще одним «теоретиком». 

Я не зря взялся за написания этой статьи – в последнее время я очень часто слышу вопросы про ту или иную книгу, связанную с возрождающейся славянской традицией. «Славяно-арийские веды», «Велесова Книга», «ВедаПрави» многочисленные творения Трехлебова и Мегре – все эти книги вызывают большое количество вопросов, как у начинающих духовных искателей, так и у маститых эзотериков.
Я не случайно выбрал для беседы литературу, связанную с возрождающейся славянской традицией – ведь на этой почве сейчас происходит громадное количество спекуляций.  Да, и собственно говоря, я сам живу этой традицией, поэтому могу объективно судить об этом вопросе.

 Я предлагаю вам беспристрастно рассмотреть факты о каждом из этих писаний, и сделать самостоятельные выводы. А используя алгоритм рассмотрения писания, вы сможете разобрать любую «святую книгу».

 Итак, предлагаю рассмотреть следующие факторы:

  • Наличие оригинала. Сторонники каждого «священного писания» чаще всего апеллирует к невероятной древности книги. Конечно же, мудрость Дидов заслуживает уважения, но как можно узнать о реальном возрасте писания, не изучив оригинальный источник?
  • Аутентичность. Второй по важности аспект – это аутентичность слога и содержания книги, той эпохе, в которую она якобы была написана. Как проверить это? Путем сравнения с другими письменными источниками, подлинность которых не вызывает сомнения.
  • Личность «первооткрывателя». Большинство из недавно появившихся священных книг, были явлены миру каким-то одним человеком, и уже потом распространенны его сторонниками. Если предположить, что книга полностью или частично написана первооткрывателем, то его личность обязательно наложит отпечаток и на «открытую» им книгу.

Можно было бы «копать» и намного глубже, но я уверен, что и эти три фактора способны показать читателю довольно полную картину.

Славяно-арийские веды

Эта книга (в дальнейшем САВ), вызвала самый громкий резонанс в среде людей, заинтересованных славянской традицией. Ее широчайшая известность обусловлена мощной пиар компанией – в частности серией «документальных» фильмов «Игры Богов». Постепенно, особенно благодаря интернету, книги САВ начали восприниматься большим количеством людей как истина в последней инстанции.  И я решил начать с разбора именно этого творения – очень много интересного открывается в процессе этого рассмотрения.

Наличие оригинала.

По первой официальной версии церкви инглингов, А. Ю. Хиневич хранил у себя родовые книги, которые дал переписать главе Союза Венедов В. Н. Безверхому. Тот, в начале 90-х годов напечатал полученный материал в газете Союза Венедов «Родные Просторы». После того, по многочисленным просьбам общественности, А.Ю. Хиневич напечатал часть хранимых им книг.

Далее цитата самого Патера Дия:

«…И тут… стали появляться люди, которые не просили поделиться с ними Родовым Наследием, а стали требовать, чтобы им отдали все первоисточники, которыми они исследуют и сами будут потом ими распоряжаться. Действия Староверов были закономерны… Первоисточники перевезли по глухим деревням и скитам, чтобы никто, из искателей первоисточников, не смог до них добраться. Сейчас издаваемая литература расходится только по Общинам России, а Общинники распоряжаются ей по своему усмотрению…».

Но довольно быстро возникла досадная несостыковка  - дотошные искатели правды прознали, что в «Родных Просторах» ни какие части САВ не печатались. Да и сам Хиневич вряд ли мог хранить родовое славянское знание, так как почти весь род его на данный момент проживает в Израиле. Здесь я не хочу приводить массу фактов говорящих об этом, но любой пользователь интернета может запросто найти полноценные расследования на эту тему. Глобальная доступность информации оказалась не только полезной для распространения САВ, но и помогла противникам Патера Дия собрать обширный компромат. 


Несостоятельность первой версии происхождения САВ породило новую официальную версию. Дескать, живут на земле Хранители Древних Знаний, которые выбрали А.Ю. Хиневича, и передали ему переводы древних текстов. А оригиналы оставили себе.
Принятие или отрицание этой версии – это дело веры. Но факт остается фактом – золотые таблички (сантии) никто в глаза не видел. Хотя иногда в интернете в статьях про САВ можно увидеть подобные фото:


Но на деле выясняется, что это снимки других исторических артефактов наподобие Сантий Даков.  

Аутентичность.

Это очень интересный аспект. Людям, имеющим поверхностные познания в эзотерических традициях, тексты САВ кажутся настоящим откровением. Однако специалисты тут же усмотрели заимствования из других источников. Позиция Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов такова: все совпадения с САВ обусловлены тем, что книга невероятно древняя, и ее тексты были заимствованы злопыхателями, присвоившими великие знания или желающими опорочить традицию инглиизма.


Так это или нет – это опять-таки вопрос веры, который каждый должен решить для себя. А мы пока ознакомимся с фактами:

1
Существует довольно известная «Сага об Инглингах». Она была переведена О.А.Смирницкой, а потом отредактирована М.И. Стеблиным-Каминским. Так вот – в САВ включен дословный перевод М.И. Стеблина-Каминского. Вместе с отредактированным вступлением, в котором А.Ю.Хиневич назван тем человеком, который проводил редактирование. И это вступление появилось после того, как исследователями был задан неудобный вопрос – «Каким образом в древнейшей книге появилось дословное повторение современного перевода «Саги об Инглингах» от М.И. Стеблина-Каминского?»

2
В начале 20-го века в Москве действовал тайный Орден Московских Тамплиеров.  Один основателей ордена Аполлон Андреевич Карелин привез из Франции целый свод легенд тамплиеров, которые долгое время передавались устным способом среди членов ордена. В 1926 году А.А Карелин оставил этот бренный мир, и «Легенды московских тамплиеров» были записаны на бумагу. Только в 1960 году немногочисленные члены ордена, которые смогли пережить период репрессий (Б. М. и Е. В. Власенко, В. С. Пикунов, О. С. Пахомова, В. И. Филоматова, и Г. В. Гориневский) решились свести воедино сохранившиеся знания. И в конце двадцатого века эти записи были опубликованы в книге Андрея Леонидовича Никитина «Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в советской России» (М., 1998; 2000), причем тексты прошли некоторую стилистическую обработку, дабы стать понятными современному читателю.


Вот два отрывка из текстов «Легенд московских тамплиеров» и САВ, которые может сравнить читатель, и сделать собственные выводы:


Легенды:
"…Учили жрецы этой группы, что в нашей вселенной существует Золотая лестница, по которой расположены миры, и идут они так: люди, Леги, Арлеги, Араны, Отблески, Нирваны и Нирваниды, духи Инициативы, духи Силы, духи Познания, духи Гармонии, духи Света и Зоны. Высочайшие в нашей вселенной, Зоны по благости своей спустились и расположили космосы свои между космосами Арлегов и Аранов, дабы ближе к нуждающимся в помощи раскинуть стан свой. Космосы, по Золотой лестнице расположенные, - это те, о которых говорит нам мистика. Принимая наш мир за четырехмерный (три измерения пространства и одно времени), космосы Золотой лестницы будут иметь следующее число измерений: космос Легов - 42= 16, космос Арлегов - 162= 256, космос Аранов -2562 и так далее…»


САВ
«…И учили эти Многомудрые Жрецы, что в нашей Вселенной есть Золотой Путь Духовного Восхождения, ведущий вверх и именуемый -Сварга, по которому расположены Гармоничные Миры, и следуют они один за другим: Мир Людей, Мир Легов, Мир Арлегов, Миры Аранов, Миры Сияний, Мир Нирваны, Миры Начинаний, М«…И учили эти Многомудрые Жрецы, что в нашей Вселенной есть Золотой Путь Духовного Восхождения, ведущий вверх и именуемый -Сварга, по которому расположены Гармоничные Миры, и следуют они один за другим: Мир Людей, Мир Легов, Мир Арлегов, Миры Аранов, Миры Сияний, Мир Нирваны, Миры Начинаний, Мир Духовной Силы, Мир Познания, Мир Гармонии, Мир Духовного Света, Миры Духовного Достояния, Мир Закона, Миры Созидания, Мир Истины, Миры Пкровителей, и множество других до самого Величайшего Мира Прави. Некоторые из Высочайших Носителей Духовного Достояния в нашей Вселенной по благости своей спустились и расположили Миры свои между Мирами Арлегов и Аранов, дабы ближе к нуждающимся в помощи расположить станы свои. Миры, по Золотому Пути расположенные, это те, о которых говорится в Древних Ведах. Если Мир Людей четырехмерен, то Миры, расположенные по Золотому Пути, имеют следующее число измерений: Мир Легов - 16, Мир Арлегов - 256, Миры Аранов - 65.536, Миры Сияний - 65.5362, Мир Нирваны - 65.5364, Миры Начинаний - 65.5368, Мир Духовной Силы - 65.53616, Мир Познания - 65.53632, Мир Гармонии - 65.53664, Мир Духовного Света - 65.536128, Миры Духовного Достояния - 65.536256, Мир Закона - 65.536512, Миры Созидания - 65.5361024, Мир Истины - 65.5362048, Миры Покровителей - 65.5364096…»ир Духовной Силы, Мир Познания, Мир Гармонии, Мир Духовного Света, Миры Духовного Достояния, Мир Закона, Миры Созидания, Мир Истины, Миры Пкровителей, и множество других до самого Величайшего Мира Прави. Некоторые из Высочайших Носителей Духовного Достояния в нашей Вселенной по благости своей спустились и расположили Миры свои между Мирами Арлегов и Аранов, дабы ближе к нуждающимся в помощи расположить станы свои. Миры, по Золотому Пути расположенные, это те, о которых говорится в Древних Ведах. Если Мир Людей четырехмерен, то Миры, расположенные по Золотому Пути, имеют следующее число измерений: Мир Легов - 16, Мир Арлегов - 256, Миры Аранов - 65.536, Миры Сияний - 65.5362, Мир Нирваны - 65.5364, Миры Начинаний - 65.5368, Мир Духовной Силы - 65.53616, Мир Познания - 65.53632, Мир Гармонии - 65.53664, Мир Духовного Света - 65.536128, Миры Духовного Достояния - 65.536256, Мир Закона - 65.536512, Миры Созидания - 65.5361024, Мир Истины - 65.5362048, Миры Покровителей - 65.5364096…»


Комментарии тут излишни – или тамплиеры читали САВ, или создатель Вед был знаком с «Легендами московских тамплиеров». И это лишь малый пример – таких перекликаний САВ и Легенд довольно много – желающий удостовериться в правдивости моих слов может самостоятельно сверить эти тексты.

3
Так же стоит упомянуть вопрос перекликания содержания САВ с информацией, поступающей из других источников по славянской традиции. Есть народные песни, былины и сказки. Есть всевозможные исторические документы, упоминающие о верованиях и традициях славян. Есть, в конце концов, исследования серьезных историков и этнографов, таких как: Борис Александрович Рыбаков, Евгений Васильевич Аничков и Александр Николаевич Афанасьев. Это просто громаднейший массив информации, игнорировать которую попросту нельзя. И в САВ только процентов 10 содержания перекликается с другими источниками. А все остальное – Боги, обычаи, обряды, философские понятия являются эксклюзивной информацией, или (как описано выше) перекликается с другими традициями.

Личность первооткрывателя.  

А.Ю. Хиневич личность довольно известная, а в родном Омске его знают с самого начала «эзотерического бума» конца 80-х, начала 90-х годов. Он был целителем, уфологом, изучал и преподавал различные эзотерические дисциплины.


Но это, как раз довольно нормально – практически все деятели современного родноверия пришли к славянской традиции, после изучения других религий и эзотерических систем. Да вот, только далеко не каждый человек потом открыто признает этот факт, пытаясь подкрепить свой авторитет «родовым преданием» и «потомственным волховством». Хотя опять-таки, отношение к таким биографиям – это вопрос веры.


Речь сейчас не о происхождении знаний А.Ю. Хиневича, а о содержании САВ. Проанализируйте информацию из САВ, и сравните с «эзотерическим образованием» первооткрывателя.

  • Уфология (в 1990 году Хиневич участвовал в уфологических экспедициях в Омском районе) – в САВ полно информации о том «кто с какой планеты прилетел на ваймане», которая выдержана в духе популярной в те времена теории палеоконтактов.
  • Каббала (есть довольно много свидетельств того, что в свое время А.Ю. Хиневич изучал эту дисциплину и восхищался образностью и емкостью понятий, стоящих за буквами) – САВ и построенный на них инглиизм просто переполнен толкованием букв и слов в лучших традициях каббалы.

На этом разбор «Славяно Арийских Вед» я считаю оконченным. Выводы делайте сами.  Стоит только отметить что САВ это далеко не единственная священная книга, оригиналы которой никто не видел, хотя популяризаторы книги утверждают, что у них имеются золотые таблички с оригиналами (Книга Мормона, Веда Прави  и т.д.)

«Велесова Книга»

Каждый человек, знающий про «Велесову Книгу» (в дальнейшем ВК), редко бывает к ней равнодушным. Одни специалисты считают ее безусловным подлинником, другие наоборот – называют неубедительной подделкой.  При этом нельзя не отметить то, что данная книга оказала неоценимое влияние на современное славянское миропонимание.  И она достойна самого пристального рассмотрения.

Наличие оригинала.

История нахождения ВК довольно таки известна. А вот ее происхождение окутано тайной. Нашел доски ВК полковник Изенбек Федор Артурович. Произошло это событие в 1919 году в селе Бурлук, принадлежащему к Харьковской губернии. Доски нашли в разграбленной усадьбе Задонских. Они валялись прямо не полу, посреди уничтоженной красными матросами библиотеки. Многие противники подлинности ВК полностью отрицают эту версию, даже утверждая, что никаких князей Задонских в Бурлуке и в помине не было.


Но тут я хочу сделать небольшое отступление. Автор этой статьи лично был в Великом Бурлуке – туда студия «Беркана» пктешествовала в рамках регулярных «поездок выходного дня» по Слобожанщине.  Во время этой поездки нашим гидом была замечательная женщина – Клавдия Онисимова Оковита, большой знаток истории своего края и автор нескольких книг по истории Великого Бурлука (“Великобурлуччина (сторінки історії)”, “Великий Бурлук – етапи великого шляху”, “Великобурлуцький район”, “Ратоборці землі бурлуцької”, “Великий Бурлук на хвилях віків") 
Во время этой поездки мною было услышано множество интересной информации, в частности о том, что К.О. Оковита лично знала женщину, работавшую горничной в усадьбе Задонских и видевшей то, как были найдены эти таблички. Действительно ли так было или нет – это вопрос веры. Сейчас нет ни какой возможности проверить реально ли были свидетели этого события, или резонанс вокруг ВК стал причиной появления местных легенд в Великом Бурлуке. Но то, что Задонские действительно существовали, нет ни малейшего сомнения – их усадьба стоит и по сей день.      


Но перейдем к самим табличкам. Как много бы про них не говорили, но, к сожалению, живых людей, видевших их сейчас нет. Таблички были увезены Ф.А. Изенбеком в США, где в дальнейшем над ними трудился Ю. П. Миролюбов. Именно благодаря трудам этого писателя и энтузиаста поиска корней славянского народа мы и знаем ВК.           
Что же мы имеем в качестве подлинников? Фотографию «дощьки №16» и рукописи самого Миролюбова. Фотография досок рассматривается многими экспертами не как фото самой доски, а ее прориси на бумаге.


Итог – свидетельства реального существования досок есть, и весьма разносторонние. Но, к сожалению, все они имеют косвенный характер. Так что, признавать существование ВК или нет – это вопрос личной веры.

Аутентичность.

Этот вопрос тоже неоднозначен – споров о подлинности ВК ведется очень и очень много. Но, как и в прочих случаях, каждый постулат критики можно легко опровергнуть доводами верующего человека. Но все же есть некоторый набор фактов, который заставляет задуматься над тем, стоит ли относиться к каждому слову ВК как к непреложной истине.

1
Это любимая мишень критиков ВК. Дело в том, что примеров аналогичной письменности попросту не существует. «Велисовица» это угловатые письмена (резы), удобные для вырезания на древесине. Все знаки в одной строке подвешены под одну общую черту. Аналогичный способ написания есть только в санскрите. Но на всей территории славянских земель больше не было найдено ни единого примера подобного письма. А археологических находок имеется очень много – литье, керамика, культовые предметы, резьба… И на них нет не единого следа велесовицы. 


Сторонники подлинности ВК парируют этот факт тем, что отсутствие археологических находок не говорит о том, что такими письменами не пользовались наши предки. Книги могли быть с особым тщаньем уничтожены, или сокрыты. И хотя это только предположение, но вполне вероятное.      
2
Язык ВК тоже подвергается постоянным нападкам скептиков. Ведь каждый специалист от лингвистики видит то, что в данном произведении в замешаны дичайший коктейль древнерусские выражения и украино-польско-чешские лексемы. Стиль изложения тоже весьма неоднозначен – слог меняется от народного, до явно книжного. Само произведение становится то летописью, то мифом, то теологическими доктринами, то лирическим описанием героических битв.


Критики говорят о неумелой компиляции. Приверженцы подлинности ВК наоборот утверждают, что это языковое и стилистическое разнообразие является доказательством того что ВК многократно переписывалась древними писцами, из-за чего постепенно возникли искажения в некогда однородном тексте.
3

Перекликание ВК с прочими источниками – это довольно интересный аспект. В отличие от ранее рассматриваемых САВ тут почти нет спорных моментов. Однако есть отдельные места в книги, которые признаны исследователями как явные вставки руки Миролюбова. По их словам, делая это, Миролюбов преследовал определенные цели, о которых я напишу ниже. 

Личность первооткрывателя.

Хотя формально Ю.П.Миролюбов формально не является первооткрывателем ВК, но именно он проделал титанический труд для того, чтобы поведать об этой находке обществу.  Что же мы знаем о Ю.П. Миролюбове?
Вот что сам Юрий Петрович писал о происхождении своего великого интереса к славянской дохристианской традиции:


«В нашей семье жила древняя старуха — Варвара, которую все называли «Прабой» или «Прабушкой». Ей было под девяносто лет, когда мне было пять. Она вынянчила ещё отца и деда. Это была крестьянка, которую помещик «подарил» прадеду в возрасте 12 или 13 лет. Прадед с ней обращался ласково и даже дал ей волю, но она сама не захотела покидать семью и вжилась так, что стала повелительницей. Мой отец слушался её беспрекословно до седых волос. Мать её почитала, а служащие величали её либо «Прабушкой», либо «барыней». Она и в самом деле была барыней, потому что всем правила, а главное, всех любила и обо всех заботилась. Дедовские обычаи она знала наизусть, знала народный фольклор, язычество и верила в дедовщину. Мать моя была такая же, а отец, если и не соглашался, то замолкал… Позже, когда умерла «Праба» Варвара, к нам переехала на жительство старуха Захариха с больным мужем. Захариха была южнорусской сказительницей…

Я полюбил стародавнее… Когда я поступил в духовное училище, мне пришлось тяжело сочетать знания, полученные от «Прабы», матери или отца (история) с тем, что говорилось в школе. Любовь же к родной дедовщине, поддержанная моим добрым учителем, инспектором Тихоном Петровичем Поповым, так и осталась на всю жизнь. Он внушил мне потребность записи разных преданий, песен, сказок и пословиц; Я стал записывать и многое он переписывал из моей книжки, чтобы использовать для своего большого труда по преистории славян-руссов. Труд этот, как и сам Т. П. Попов, погиб в революцию….

Я сохранил мою книгу записей по южнорусскому фольклору! Как? А Бог его знает!»

 За годы своей жизни Миролюбов написал огромное количество трудов по теме славянского фольклора, истории религии и государственности древней Руси. Эти труды не так известны, как ВК, но при желании любознательный человек без проблем может ознакомиться с ними.
Но вот что интересно, в 1952 году Ю. П. Миролюбов написал труд «Риг-Веда и Язычество» в котором он проникновенно исследовал возможность родства славянского язычества и индийского ведизма. Помимо проведения параллелей между ведизмом и славянским язычеством, в книге говориться о том, что в деревнях Росси повсеместно сохранялось волховское и жреческое знание, упоминается о письме подобном «велисовице», но нет ни слова о ВК.

И вот что интересно, сама ВК начала публиковаться на год позже написания книги «Риг-Веда и Язычество». А если верить словам Миролюбова, то он более десяти лет работал с переводом «дощьек». Очень похоже что труд о Риг-Веде готовил читателя к выходу ВК.
Зачем это было нужно? А вы спросите себя – чему вы больше верите: слову мудрого человека или «древнейшей священной книге»? Я уверен, что большинство читателей будет намного больше доверять словам, подкрепленным книжными доказательствами. А во время Миролюбова общественность вообще серьезно не воспринимала учение, не подкрепленное «древней священной книгой».

 Скорее всего, в руки Миролюбова действительно попал древний документ, который и является 70% опубликованной ВК. Но при работе с ним Юрий Петрович не смог удержаться от соблазна, вставить в «священную книгу» доказательства своих идей:

  • Родства язычества с Риг-Ведой (например, Индру-Перуна-Дажьба ). В ВК неоднократно упоминается Интра, о котором нет упоминания во всей остальной массе этнографических материалов;
  • Перечень имен «малых божеств», которые упомянуты в «Прабкином ученье» 1952 г. - Листичи, Плодичи, Стволичи, Ягодичи, Кореничи и т.д. В ВК несколько абзацев посвящено перечню таких уникальных существ;
  • Явного «обеления» язычества от наветов христианства. Это неудивительно – даже сейчас бытует мнение о «жадных до человеческой крови славянских богах». А во времена Ю.П. Миролюбова данное мнение могло сломить только письменное доказательство.  Яркий пример дощечки 7А и 7Б, чей язык и слог явно указывает на руку Миролюбова.

Есть и другие весьма спорные места в ВК, которые сейчас я не хочу упоминать, дабы не скатиться в масштабы энциклопедического труда.  Все эти факты указывают об однозначном влиянии собственных взглядов и интересов Ю.П.Миролюбова на итоговый текст Велесовой Книги. Но при  этом, большая ее часть перекликается с этнографическим материалом, и можно смело предположить, что за ней стоит реальный (но утерянный) первоисточник.


Отступление от автора:
Несмотря на то, что я не могу с чистой совестью назвать текст «Велесовой Книги» абсолютным подлинником, я не могу не отметить значительного влияния этого труда на славянское самосознание. Именно ВК взбудоражила светлые славянские умы на рубеже 60-х, и стала истоком современных родноверческих течений. Споры вокруг подлинности этой книги стали толчком для появления новой волны этнографического и исторического интереса к славянской традиции. Ни одно последующее «священное писание славян» не смогло вызвать подобный резонанс, отзвуки которого мы ощущаем и по сей день, спустя почти 60 лет.
Какие бы цели не преследовал Ю.П.Миролюбов при создании перевода «дощьек» для печати, но путем публикации ВК он смог оживить истинный Русский Дух в наших соотечественниках.

Серия книг «Звенящие Кедры России».

 Эта серия книг не претендует на наличие древних письменных первоисточников. Поэтому я не буду рассматривать по вышеприведенному алгоритму. Но, тем не менее, она оказала неимоверное влияние на эзотерическое мышление наших соотечественников.  Поэтому не рассмотреть ее я не могу.


Данную серию книг нельзя воспринимать как отдельный феномен. Скорее это один из первых пробных выпадов российских «фантастов от духовности», после которого книжные лавки начали заполнять все более и более фантасмагоричные эзотерические произведения.
Фабула книги проверена временем, и ее с удовольствием принимает массовый читатель. Дескать, простой человек встретил в далекой глуши мудрого Учителя, хранящего Древние Знания. Владимир Мегре (в миру Владимир Николаевич Пузаков), использовал схему, безотказно действующую со времен публикаций Карлоса Кастанеды.


Строки  книг серии «Звенящие кедры России»  светились мудростью, добром и благостью, и в корне изменили самосознание многих российских искателей. Но при этом, если сравнить труды К.Кастанеды и В.Мегре присутствует значимая разница:

  • В книгах Кастанеды нет прямых советов по тому, как нужно устраивать общественный и семейный быт – только работа со своей энергией и сознанием.
  • А вот редкий читатель книг Мегре не впитал в себя идеи о райском «родовом поместье» на площади гектара.

И вот в чем фокус – если работа с сознанием, это область субъективная, не подлежащая жесткой оценке, то построение успешного «родового поместья», это вещь объективная, реализацию которой можно оценить по фактическим результатам.


 На фоне этого противопоставления весьма наглядно выглядит то, что последователям учения Анастасии до сих пор не получилось добиться тех волшебных результатов самообеспечения и духовного развития, обещанного в прочтенных ими книгах. Хотя люди, прочитавшие труды Мегре  настолько уверовали в них, что не только сами «уехали в тайгу», но и породили подобные курьезы:


Заместитель начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области РФ Александр Бородай предложил использовать идею родового поместья для содержания заключенных:
«Новый подход к содержанию осужденных описан в книгах Владимира Мегре. Если коротко, то это выглядит так. Возьмем, например, 100 человек, осуждённых, ну, пусть на 10 лет. Селим их на участке в 100 гектаров, выделив каждому по гектару земли, на котором есть дом. Общий участок обносим, как положено, колючей проволокой и охраной. И весь свой положенный срок человек живет на своей земле: сажает лес, сад, огород, разводит животных, общается с родственниками. Все это очищает, раскрывает его душу. Настолько, что по истечении срока нам нужно будет… просто убрать колючую проволоку. Одним населённым пунктом станет больше, а 100 преступниками меньше».


Все очень красиво и благостно выглядит на бумаге. Во все слова писателя очень хочется верить, но их перечеркивает один неприятный факт:


В конце 1999 года Владимир Мегре подал в Куйбышевский районный суд г. Санкт-Петербурга иск о нарушении своих авторских прав против Ольги Стуковой, которая издала книгу "Путь Анастасии и других Учителей человечества: работа с людьми".


Рецензия, положенная в основу иска, построена на том, что Анастасия - вымышленный образ коммерческого художественного произведения и уже, поэтому ее имя не может быть использовано другими авторами без разрешения Владимира Мегре. В исковом заявлении, поданном от имени Мегре, читаем: "Книги Мегре являются литературно-художественными текстами, которые можно отнести к научной фантастике".



В результате этого иска был арестован тираж книги Ольги Стуковой. На суде представителями Владимира Мегре было заявлено (подчеркнем, что иск был подписан им лично), что Анастасия - это "образ-символ, т.е. самостоятельный художественный образ, имеющий эмоционально иносказательный смысл".


Как видите – сам писатель признал свои произведения коммерческой научной фантастикой, да вот только забыл придать эту информацию широкой огласке. А сколько людей поверили этим книгам? Сколько семей бросили свою жизнь и пытаются построить новый быт по советам героя фантастических очерков В. Мегре?


Вы не поверите, но по территории СНГ можно насчитать более двух десятков, официально зарегистрированных поселений, в каждом из которых состоит не менее десятка «волшебных гектаров». А единичных «анастасиевцев», бросивших все в погоне за волшебным Лучиком Анастасии, просто не пересчитать…     


Если чья-то фантазия заставила вас стать мудрее, добрее и светлее, то это однозначное Добро. Но как называть тот случай, когда в погоне за фантазией писателя, вы оказываетесь у разбитого корыта?


Поэтому читая очередные заманчивые, но весьма фантастические эзотерические произведения, с претензией на Великую Истину, вспоминайте о «Звенящих кедрах России». Вдруг за приглянувшейся вам книгой стоит очередной предприимчивый фантаст?

Так зачем нам нужны духовные Книги?


В этом разделе я мог бы начать долгие размышления, но я не буду этого делать. Я хочу подтолкнуть к размышлениям ТЕБЯ.


Как видно из выше приведенных исследований, редкая «священная книга» сможет быть признана «истиной в последней инстанции». А значит, мудрому человеку не стоит строить свой внутренний мир из книжных цитат и догм!


Духовные книги бесспорно нужны. Они будят, подталкивают и направляют людей на протяжении тысячелетий. И пусть книжные страницы будут вехами и маяками на вашем пути к Богу. Но ни в коем случае не делайте Книгу, заменителем своего Пути…


Что же делать человеку, алчущему духовных знаний? Анализируйте прочтенные книги – алгоритм у вас есть. Проверяйте на практике прочтенные в книгах теории. И если они будут работать, то добавляйте их в копилку своих Знаний. Постепенно вы накопите свой собственный духовный опыт и получите не одно мистическое откровение


И кто знает – может быть по вашим словам, потом будут писать «священные книги»?


/писано влх. Велеяром 18.06.2112/

Комментариев нет:

Отправить комментарий