суббота, 13 ноября 2010 г.

Бриллианты под ногами (часть 3)

В предыдущих беседах мы задели целый ряд вопросов проливающих свет на суть славянского язычества. Однако мною было мало сказано непосредственно о Родных Богах, и сделано это было с некоторым умыслом, так как эта тема заслуживает пристального внимания и займет как минимум одну целую статью. И вот сейчас как раз настало время поведать о Богах Родных, об Их Стезях и пределах Их власти.

Трудно найти нашего современника, который вообще бы ни чего не слышал о Божествах славянского пантеона. Правда, познания большинства, к сожалению, ограничиваются именами Даждьбога и Перуна. Могут реже вспомнить Сварога, Ярилу да Велеса, но и об их роли в коловрате Всемирья современный обыватель имеет весьма смутное представление. Самое интересное, что о Богах иноплеменных, а в частности греческих, египетских, индуистских или скажем, скандинавских, мы знаем довольно много, да и имена Их начинаем учить чуть ли не со школьной скамьи. И эта ситуация не может не расстраивать истого родновера.

Посему попробую я, в меру своих скромных сил, исправить эту ситуацию, поделившись с вами тем знанием, которым сам владею.

О самых старших и могущественных из Родных Божеств – Роде, Белобоге и Чернобоге, в предыдущих беседах было сказано предостаточно. Сейчас же я расскажу о втором по значимости Триглаве Богов. Этот Триглав известен под названием «Сварогов». Сварог- Велес-Перун. Закон-Мудрость-Сила. Это трое наиболее могущественных Богов из вервии Белобоговой. Сварог – создатель Всемирья, кузнец, отковавший весь видимый и невидимый мир и положивший основу Законам Прави. Перун – грозный златоусый воитель, силой своих молний и мощью могучего небесного воинства, оберегающий Законы Прави и обитателей Яви от посягательств Богов Темных. Многомудрый Велес – покровитель тварного мира и вдохновенных мудрецов, своей великой мудростью уравновешивающий Закон и Силу. Поговорим же о Них подробнее.

…Бывает, среди ясного неба, совершенно без малейшего звука, ярчайшей фотовспышкой мигает всполох молнии. И ни тучки, ни облачка нет при этом на небесной тверди. Люди ведающие говорят, что это приоткрылись на мгновенье врата Златой Сварги, и стал видным глазу смертного неугасаемый жар-огонь Свароговой Кузни, которую не узреть по-другому суетным плотским глазом…

Сварог – мужской Лик Рода Всебога. Он в месте со своею супругою Ладою, приходится Отцом и Матерью всего сущего. Так же породила эта Божественная Пара трех славных Сынов Сварожичей – Даждьбога Трисветлого, Перуна и Агуню – Бога земного огня. Сварог в своей Кузне отковал твердь небесную и земную, а искры, летевшие из-под Сварожьего молота, рассыпались по небу и стали яркими звездами. Молот Сварога являет собой «Гой» Рода – силу и волю к творению. Но так же в этом Молоте заключена Мощь Небес и Всесокрушающая Сила Владыки Небес. Первый удар Молота – рождение, второй – придание формы, третий – разрушение, за которым следует новый цикл творения.

Сварог отковав Всемирье, положил все основные Законы Прави, которые, как говорят, начертаны огненными рунами на самом Алатыре-Камне. Основой этих Законов есть Лад, по-другому – Гармония. Жить в соответствии с Законами Прави – значит быть в Ладу со своим Духовным Сердцем, Родными Богами и Природой, а также с сородичами в Ладу с Правью живущими.

Можно так же добавить, что руке Сварога приписывают составление различных рукописных сводов законов и запретов, но у различных групп родноверов эти своды так разняться по содержанию, что остаётся только предположить, что за этим стоит невольное, подсознательное желание подражать уже привычным для нас религиям «священных писаний». Я же, от себя, могу только сказать что человек, бережно взращивающий в себе Внутреннюю Мудрость, сможет сам прочесть Законы Прави в окружающей его величайшей книге – Всемирье. И ни какие иные «священные писанья» ему для этого не будут нужны.

В Небесной Кузне под Молотом Сварога родились: Солнечный Щит Даждьбога, Золотые Стрелы-Молнии Перуна, огненное оперение Сокола Рарога – Вестника Богов. Отковал Он в своё время и Хладный Щит Мары – ночное светило, светящее отраженным светом.

Но не только видимый и невидимый мир куёт Сварог-Кузнец – ведают мудрые, что души всех живых существ это искры от священного Огня Свароговой Кузни. Эти искры одеваются в различную плоть, что бы, когда придет срок вновь вернуться к своему Источнику. И тогда Сварог перековывает их наново, обновляя и очищая их в священном огне своей Кузни. В этом и есть таинство воскрешения. Ведь даже само слово «воскрешение» в русском языке связанно со стихией огня (от древнерусского «крес», что значит огонь).

Говоря о Свароге нельзя не упомянуть о четырех дарах, которые Он во времена старины глубокой отковал и подарил нашим славным Пращурам. Дары эти немудрены на первый взгляд, но все они несут в себе глубокий смысл. На теперешний момент, в среде родноверов, есть небольшие расхождения, на счет того какие именно предметы даровал людям Небесный Отец. Приводить здесь все версии не имеет особого смысла, посему я изложу ту, которую в моем видении есть наиболее аутентичная.

Эти четыре предмета: Плуг, Клещи, Секира и Чаша. Плуг нам дан для того, что бы мы могли трудами честными добывать хлеб свой, на благо своё и всего Рода. Клещи, предмет просто необходимый в кузне, дан нам Богом-Кузнецом для того, что бы мы не чурались творчества, и, становясь Творцами, поднимались на ещё одну ступень на своём пути к Богам. Секиру вложил нам в руки Сварог, ради того, что бы защищали мы Землю свою и Род, от всяческих на них посягательств. И хочу подчеркнуть, что именно для защиты, а не для агрессивного нападения, дан нам Сварогом этот дар. Как тут не вспомнить, ставшее вечным, изречение Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Четвертый дар – Чаша, был нам пожалован, дабы мы не забывали радоваться Жизни, и отдыхали от трудов праведных. А, отдыхая, славили Богов Родных полными чашами.

Таковы простые, но такие мудрые заветы Отца Сварога – трудись честно, твори, отдаваясь процессу творения всем сердцем, давай отпор излишне ретивым агрессорам, и не забывай радоваться жизни, не чураясь отдыха.

Также эти четыре дара положили начало четырем основным социальным сословиям:

- Плуг – труженики землепашцы, работающие на земле, кормя себя и своих сородичей

- Клещи – сословие ремесленников и купцов. Покровителем ремесленников выступает Сварог, а купечества Многомудрый Велес.

- Секира – сословие воинское. Это сословие князей управляющих землями и войсками, а также сословие всех тех, кто идет по Пути Воина, какую бы форму это Путь не обретал.

- Чаша – сословие жрецов, всех тех, кто славит Богов полными ритуальными чашами, и наполняет сердца сородичей радостью и покоем, давая их душам благодатный отдых.

Из вышеизложенного становиться ясно, что обращаться к Сварогу лучше всего людям, занимающимся творческой работой, а особенно связанной с какими-нибудь ремесленными промыслами. Но не стоит забывать, что в славянской традиции принято не вымаливать покровительство Богов, а славить их, и делать это не только на обрядах и священнодействиях, а, прежде всего, в повседневной жизни своими делами и поступками. И тогда Боги будут сами помогать нам в наших начинаниях.



*****

…Бушует и ярится буйный ветер, гоня по небесной тверди грозные армии туч. Хлещут по земле мокрые плети дождя, превращая воздух в непрозрачное мутное стекло. И гремит, гремит, не переставая могучими раскатами бубен грома, посылая стрелы молний в черную сырую землю.

Но люди ведающие зрят за этим буйством стихий и другое – грозные небесные рати, с Перуном во главе, дают вечный бой расплодившейся по земли навьей нежити. И бежит эта нежить, прячется, но так тяжело ей найти убежище от стрел-молний…

Перун. Пожалуй, очень тяжело найти в славянской традиции более почитаемого Бога. И это не мудрено. Ведь в те далекие времена, когда язычество было единственной религией руссов, от воинского умения зависела не только жизнь самого воина, но и всех мирных тружеников, на защиту которых этот воин вставал. А защищать свои земли русским воинам приходилось, к сожалению, ой как часто. Потому и покровитель всех ратных людей – Водитель Небесных Ратей Перун, был на Руси в особом почете. И о нем пойдет наш дальнейший сказ…

Батюшка Перун – грозный Бог грома и молнии, виделся нашими предками не только как Бог воитель. Образ Перуна при ближнем рассмотрении оказывается довольно многогранным и разносторонним.

В первую очередь хочется сказать о такой ипостаси грозового Бога, как Перун-Дарующий. Считается, что в начале весны (Вешнее Перунье – около 23 марта) Перун рассекает своей секирой Хляби Небесные, и те, отверзаясь, дают влагу и зарод будущему урожаю. В этом его дар честным хлебопашцам, на земле трудящимся. А так же силу телесную, отвагу и смелость, волю к жизни и победе пробуждает в людях Перун. И в том Его дар людям ратным, ибо, таким образом, Он дарует им победы.

Но не только одаривает Перун. Может Он быть и грозным Перуном-Карающим. А карает Он всякого вершителя злых дел, людей беспутных и нежить разную, беспощадно их молниями своими разя. Посему и может он казаться человеку злому, со стези Прави безнадежно сбившемуся, хуже всех чудищ страшных, человеческой фантазией порожденных.

Так же, как уже говорилось выше, видели наши предки в Перуне покровителя всем воям. Отсюда и следующая грань Его образа – Перун-Ратайский (Бог Воинов). Перед любым боем, большим или малым, предки наши обращались со славлениями к Перуну. Клали ему в Требу быка или петуха, на капище у Чура его оружие свое заговаривали и окропляли его жертвенной кровью. И не одну славную победу даровал за это Перун нашим пращурам.

Следующая грань образа Грозового бога – Перун Охранитель Законов Прави. И если как Покровитель Воинов, Он является явным проявлением своей дарующей ипостаси, то, как Охранитель Законов Перун отображает свой карающей Лик.

Хранит он от всевозможных посягательств Законы Прави Всемирья, самим Сварогом откованные, Законы Природы, в годовом цикле запечатленные, а так же всяческие Законы и Договоры промеж людьми. Предки наши, когда хотели заключить какой-либо договор, который нерушимым хотелось им в дальнейшем видеть, прежде чем ударить по рукам шли на капище и клали требу Перуну Батюшке. И мало кто осмеливался нарушить такой уговор, так как верили все безоговорочно, что Перун строго покарает клятвопреступника. И даже во время свадебных обрядов, молодоженов троекратно обводили вокруг дуба – Перунового дерева. И при этом просили Бога Воителя помочь молодым соблюдать Ряд Семейный – договор между мужем и женою.

Напоследок хочется рассмотреть образ Перуна в ракурсе повелителя природных сил. Перун виделся нашими пращурами как повелитель всех сил природы, связанных с дождем и грозою. К Перуну Мокрому обращались в сухие времена для того, что бы вызвать дождь. К Перуну Сухому обращались наоборот, когда требовалось унять не в меру разгулявшуюся стихию. Связывали с Перуном и радугу, по ней, считалось, Он поднимает на Небо воду для дождей. Наделен Перун и властью над водами земными – родниками. А именно над теми родниками, которые по поверьям, возникали на месте удара молнии. Такие родники почитались в народе как священные.

Образ Бога Грозы, как Небесного неистового воителя, можно смело назвать наиболее архетипичным, из всех известных нам остальных Божеств. Этот архетип проявлен не только у славянских народов, но является почти неизменным у всех индоарийских народов, а так же и у индоиранских. У западных славян Бог Грозы известен под именем Прове, норманны и немцы знают его как Тора или Доннара, на Балтике его величают как Перкон или Перконас, кельты звали его Таранисом или Тараном, финны – Укко или Уку, у римлян и греков он зовется Юпитером и Зевсом, у шумеров – Энлилем, а в индии он известен как Индра Громовержец. И во всех вышеперечисленных культурах образ Громовержца очень схож с нашим Батюшкой Перуном, а в некоторых случаях сходство почти идентичное. В связи с этим всем скептикам стоило бы призадуматься – мог ли такой мощный архитипчный образ возникнуть на пустом месте, не имея за собой ни какой реально существующей Силы?

Обращаться к Перуну стоит всем, кто ищет покровительства на Пути Воина и также тем, кто в своих делах рассчитывает на высшую справедливость. Так же может выступать Перун защитником от всяких навьих сущностей, для тех людей, которые страдают от их вмешательства в свою жизнь. Но ни когда не стоит забывать, что Перун олицетворяет Высшую Небесную Справедливость и человек, сошедший с Пути Прави, может на Его помощь не рассчитывать.

Многое ещё можно было бы сказать о Перуне Златоусом, но пусть недосказанное мною здесь станет стимулом для самостоятельных поисков для всех искренне заинтересовавшихся читателей. А мы же пока продолжим…



*******

…Темен и чуден густой дикий лес. Запутанны и непролазны его чащобы. Множество видимых и невидимых людскому глазу существ находят в нем себе приют. И целой паутиной больших и малых троп опутаны недра леса. Одни из них проторены человеком, другие протоптаны звериными лапами, третьи же, не увидишь просто так, без дозволения на то самого Лесного Хозяина.

И именно там, на тропах незримых, можно увидеть Его – Многомудрого Велеса, Хозяина Лесов. Могучие плечи Его укрыты косматой медвежьей шкурой, голова покрыта не то шапкой, не то шлемом, увенчанной рогами дикого тура. Опирается он на сучковатый посох, прислушиваясь к карканью Седого Врана, неизменного спутника своего на путях-дорогах Иного Мира. И изливают во Всемирье Тайную Мудрость глаза Вещего Старца, то, озаряясь ярким внутренним Светом, то, укутываясь в покрывала Тьмы…

Мудрый Велес – Скотий Бог, Хозяин Лесов, Хранитель Тайного Веданья. На заре возрождения славянского Родноверия Велеса считали только лишь Скотьим Богом – покровителем диких и одомашненных животных и подателем богатства и материальных благ, связанных со скотоводчеством и купеческим делом. Но, постепенно рассматривая более пристально сказы и предания связанные с Велесом, исследователи увидели, что образ Вещего Старца можно смело признать одним из самых сложных и неоднозначных во всем славянском пантеоне. В этом образе самым причудливым образом переплетаются и светлые и явно хтонические качества. Поэтому среди сторонников Родноверия до сих пор не сложилось однозначного мнения по поводу Личности Вещего Бога. Попробуем же мы, в меру нашего скромного разумения, разобраться в образе Многомудрого Велеса.

В первую очередь отличает Велеса от иных Родных Богов, сам способ Его рождения во Всемирье. Если остальные Боги ведут Род Свой от Сварога и Лады (Вервь Белобога), или от Кощея и Морены (Вервь Чернобога), то Велес был вылизан Коровою Земун (вскормившей своим молоком Молодых Богов) из цельного куска соли. И полностью отнести Его к одному из Божественных Родов нельзя. Это и отразилось на Его Стезе и на Пределах Власти, которою Он наделён – это Власть над Миром Яви (управление животными и лесами) и Власть над Навью (подчинение Ему навьих сущностей и присмотр за Вельими Лугами, аналогом тибетского бардо). Ну что же, рассмотрим все эти разноплановые функции более пристально.

Немногие сейчас знают что, за тот вид, который имеет сейчас Земля, в самой большой мере ответственен Многомудрый Велес. Из славянских сказов мы знаем, что люди не были первой расой заселившей Землю. До нас по Земле бродили могучие Волоты – создания Велеса. Наш мир, по мнению остальных Богов, был слишком суров для обитания человека. Вот и пришлось Вещему Богу создать Волотов, которые наделенные могущественной магией, готовили мир к приходу людей. Они сравнивали горы, усмиряли бурные реки и прорежали густые чащобы. Их верными помощницами в этих трудных делах были Виллы, светлые радостные девы, радовавшие Волотов своими песнями и танцами. Когда Их труды окончились, Волоты и Виллы покинули пределы нашего мира. Говорят, что они ушли на Небо в место, имеющее сейчас название Млечный Путь, а в старые времена одно из имен ему было – Волосожары. Но знают люди вещие, что и поныне Волоты продолжают воплощаться на Земле, в трудные для Нее времена. А мы тех людей, в коих воплотилась душа одного из Волотов, знаем как Великих Учителей…

Как я уже говорил выше, самой известной стороной Велесового образа, есть ипостась Его как Скотьего Бога. Об этой стороне можно смело говорить как о проявлении Велеса Дарующего. Пращуры наши обращались к нему за покровительством в охоте на лесного зверя, разведении домашнего скота и при ведении разнообразных купеческих операций, для успеха в которых, помимо удачи, требуется недюжинная прозорливость и мудрость. По окончанию уборки полей крестьянами всегда оставлялся последний, особым образом увязанный, сноп – Велесу на бородку. В том была треба землепашцев Вещему Богу за удачно собранный урожай и за то, что по поверьям именно Велес научил наших пращуров, как правильно обрабатывать землю.

Обращались к Деду В Меха Одетому идя в лес, для того что бы не заплутать в чащобах и не быть порванными диким зверьем. Ведь даже тайные тропы, которыми ходят Боги, созданы и хранятся Велесом, а явные дорожки-тропинки в лесах и в не их и подавно пребывают под властью Вещего Бога. А сама Велесова Стезя, Путь, по которому идет Он и следующие за Ним искатели Истины – это бесконечная спираль, начало берущая глубоко внутри нас, и кончающаяся там же. И в этом великая тайна истинного Веданья…

Считается Велес покровителем умерших душ. Именно Он встречает усопших за Калиновым Мостом и провожает на Вельи Луга, где те пребывают, пока не определится участь их посмертия. Так же он имеет власть над всеми остальными навьими сущностями. Но если Грозного Перуна навьи существа слушаются за страх, то Многомудрому Велесу они подчиняются за совесть, признавая его глубокую мудрость. И если Перун хранит границу Кроми с нашей стороны Всемирья, не давая навьям проникать сюда, то Велес наоборот хранит Навь, от проникновения в неё самонадеянных глупцов, ищущих контактов с потусторонним миром и его обитателями. Но истинно мудрому Он всегда откроет тайную тропку в Иное. Как Покровитель Нави Велес проявлен в облике Грозноокого Подземного Змея – Вия, образ которого стал известен всему миру из одноименного произведения Н.Гоголя.

Тут мне хочется подчеркнуть, что может существовать два способа защиты от вредоносных сущностей нави. Борьба и договор. Человек, следующий Стезею Перуна, видит навей как существ однозначно злобных и бесполезных, и, обращаясь за помощью к Небесному Воителю, либо изгонит их, либо уничтожит. Идущий же по Стезе Велеса, признает право на жизнь и для темных существ пришедших из Нави, и, обращаясь к Велесу, урезонивает, именем Вещего Бога принуждая до срока уйти обратно за Кромь. Каким способом пользоваться, если наступит на то нужда, зависит от конкретного случая и личного Пути человека, но бесспорно оба эти средства имеют равное право на существование.

Обращались к Велесу и за обретением волховской мудрости – веды. Это тайное, истинное знание о Мире, невидимых взаимосвязях происходящих событий и нерушимых законов бытия. По сказам Велес владеет Рогом с напитком мудрости, и по искренней просьбе может дать испить из него. Но только просить об этом Велеса надо трижды поразмыслив – неготовых к веданью гордецов этот напиток делает безумцами. И к сожаленью в современной нам эзотерической среде можно найти этому много печальных примеров.

Помогал людям Велес и в таком магическом действе, как оборотничество. По сей день, ведутся споры от том, на сколько реальны многочисленные придания о людях, умеющих обращаться в диких зверей. Рассказы эти распространены по всему земному шару, отличаются только в незначительных деталях, и лично я твердо убежден, что не может быть такого густого дыма без породившего его огня. Сейчас существуют несколько мнений на этот счет. Первое что оборотни были особой кастой воинов, входивших в измененное состояние сознания, отождествлявших себя с определенным зверем и становившимися почти непобедимыми. На Севере этих воинов знали как берсерков или берсеркеров (от слова «Бер» - тайного имя медведя). Их считали одержимыми духом медведя. Поговаривают о том, что на наших землях тоже были подобные вои, и звались они волкалаками. Так же возможность обращаться зверем приписывается и казакам характерникам – один из самых известных примеров это казак Сирко. Второе мнение, что оборачиваются зверем люди, которые очень близко стоят к своему Тотемному Животному, и при помощи особого ритуала, а то и вовсе по воле случая могут получить качества и силу зверя или даже действительно превратится в него. Я же склонен думать, что истинна лежит где-то посредине…

Напоследок хочется сказать что, когда Годовое Коло поворачивается на зиму, Светлые Боги уходят в Сваргу и закрывают её Златые Врата до весны. Полную власть над Явью они передают богам вервии Чернобоговой, несущим с собой хлад, смерть и разрушение. И только три иных бога остаются здесь в земных пределах, храня людей и блюдя Равновесие Сил. Это: Агуня – Бог Земного Огня, всю зиму дарующий нам тепло; Световид – Бог Хранитель Кроми с нашей стороны, на время зимы возлагающий на себя труды Перуна; и Хорс – Бог Зимнего Солнца, выводящий светило на Небо, пока спит в Кощном царстве, усыпленный колдовскими чарами Трисветлый Даждьбог. Но помимо сих трех, неустанно следит за явью Могучий Велес. И ходит он от дома к дому, оставляя на окнах морозные узоры и храня нас от Нави, да и Навь от нас…

Теперь, после ранее прочитанного, читателю должно стать понятно, почему такое неоднозначно мнение бытует сейчас о Вещем Боге. Одни люди хотят видеть только его Светлый Лик, напрочь отметая все хтонические качества. Другие, напротив, в первую очередь акцентируют внимание на Темном Лике, и либо в страхе трепещут перед ним, либо славят его, но именно как Навье Темное Божество. Я же отношу себя к третьим, которые, беспристрастно заглянув внутрь себя, узнали, что не бывает существа состоящего из одной лишь Тьмы или Света. Каждая Тьма несет в себе зародыш света, а Свет крупицу тьмы. Велес же, в Великой Мудрости Своей, стоит посредине Света и Тьмы, блюдя мировую Гармонию. Он не Светлый и не Темный – Он таков, какой есть Мудрый Странник между Мирами, Вещий Велес…



*****

Возможно, кому-то может, не понравится сегодняшний мой рассказ. Кто-то может посчитать, что я неверно отобразил суть кого-либо из Родных Богов, или же недостаточно уделили Ему внимание. Я же на это хочу сказать, что Боги открываются смертным по мере их разумения, а всего Их величия наш разум все равно не может вместить. Посему споря по этому поводу, мы можем уподобиться трем слепцам, из известной притчи, которые так и не смогли договориться, как же выглядит слон. И намного достойнее для родновера, просто открыть своё Сердце Родным Богам, познавая Их настолько, насколько это для него сейчас возможно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий